StroyRem-Master.ru - Строительство деревянного, каменного, каркасного дома, ремонт своими руками

» » Покраска стен: материалы и технологии

Покраска стен: материалы и технологии

Просмотров: 983 Раздел: Стены
Несмотря на все многообразие способов отделки стен, покраска не сдает своих позиций. Наоборот, сегодня краска снова в моде - появляются новые технологии и более совершенные материалы.

Виды красок

Краски — многокомпонентные составы на основе связующего (пленкообразователя) с добавлением пигментов (красителей). Пленкообразователи бывают на основе природных и синтетических смол. Известным натуральным пленкообразователем является олифа. В последнее время приобретают популярность поливинилацетатные эмульсии (основа для водно-эмульсионных красок). Основой для качественных красок и эмалей были и остаются синтетические смолы.

В зависимости от того, где планируется применять краску, различают составы для наружных и внутренних работ. Краски для наружных работ отличаются стойкостью к атмосферным воздействиям, их можно использовать и для внутренних работ. А вот применять краску для внутренних работ на улице — не самое удачное решение.

Краски на минеральных связующих предназначены для простой окраски бетонных и оштукатуренных стен, заборов. Они образуют воздухопроницаемое покрытие, выдерживают перепады температуры и влажности.

Клеевые краски используются для оштукатуренных, бетонных и деревянных поверхностей. Они образуют пористое, «дышащее» покрытие, которое не мешает испарению влаги.

Краски и эмали на синтетических связующих или олифах используются как для наружных, так и для внутренних работ. Могут давать матовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Некоторые алкидные эмали и масляные краски образуют сплошные покрытия, водоэмульсионные — пористые.

Для потолков и стен подойдет матовая латексная краска. Моющаяся водостойкая краска удобна на кухне, где стены и потолок загрязняются сильнее.

Водоэмульсионные краски являются лидером в окрашивании благодаря оптимальному сочетанию свойств. Они обладают прочностью, хорошей укрывистостью, малым расходом, дают матовый эффект. Чаще других используются водоэмульсионные краски на основе поливинилацетата и полиакрилата. Поверхности, покрытые поливинилацетатной краской, не боятся влажной уборки. Водоэмульсионные краски могут быть самых разнообразных оттенков (при добавлении колерующих составов), легко готовятся, быстро наносятся с помощью валика или пульверизатора. Их к тому же можно применять на различных поверхностях, в том числе на ранее окрашенных масляными, эмалевыми, эмульсионными красками, на пористых основаниях.

Эмалевые краски после высыхания образуют непрозрачную твердую защитную пленку с различными блеском и фактурой. Такая поверхность практична, хорошо отмывается от грязи, долговечна. Эмали бывают алкидные (пентафталевые и глифталевые), эпоксидные, нитроцеллюлозные и др. Наиболее распространенные алкидные эмали токсичны при работе и менее долговечны, чем масляные. Несмотря на это, они широко используются для окраски стен и потолков, поскольку быстро сохнут и хорошо ложатся. Эмалевые краски создают разные по фактуре поверхности: шершавые и шелковистые, матовые и полуматовые, глянцевые и полуглянцевые. Блестящие краски хорошо выглядят и легко наносятся, обладают высокой отражающей способностью, но требуют тщательной подготовки поверхности, поскольку все дефекты после высыхания будут видны. Полуматовые и матовые краски эффективно скрывают неровности, однако их нужно наносить правильными мазками.

Масляные краски представляют собой суспензию красящих пигментов и наполнителей в олифах. Применяются они для окраски деревянных поверхностей (особенно часто — полов и дверей), а также металла и штукатурки. В продажу поступают как готовые масляные краски, так и густотертые, то есть концентрированные, которые нужно разбавлять олифой перед работой. Основные достоинства масляных красок — долговечность, износостойкость, прекрасный внешний вид. Главный недостаток — долгое время высыхания.

Фосфатные краски на внутренних поверхностях в настоящее время используют все реже: они по всем характеристикам уступают водоэмульсионным.

Особой выразительностью обладает темпера. Эта художественная водорастворимая краска дает многочисленные оттенки теплых тонов. Продается в порошке либо уже готовой к употреблению. Используя специальные методы (обработку мелкой шлифовальной шкуркой, проволочной мочалкой, мягкой тканью), можно получить различную фактуру: глянцевую, почти полированную, матовую с патиной и др.

Не буду останавливаться на обозначениях красок, их составе и технологиях работы с ними. Многие производители вводят свои обозначения и дают подробные рекомендации по применению. Лучше обратитесь к продавцу или консультанту в месте продажи — вы получите исчерпывающую информацию. При желании можно зайти на сайты производителей и официальных представителей компаний и еще раз все внимательно изучить.

Приемы окрашивания

До начала покрасочных работ необходимо подготовить поверхность. Она должна быть ровной и гладкой, без шероховатостей. Трещины и иные дефекты более 2 мм шпатлюют и шлифуют. Для этого их предварительно расширяют, а затем заделывают шпатлевкой. Иногда лучше обработать поверхность грунтовкой и до начала шпатлевания: грунт, проникая в поры поверхности, укрепляет ее и улучшает адгезию шпатлевки. Шпатлевку наносят на просушенный грунт шпателем (деревянным, пластмассовым или металлическим — для ровных поверхностей, резиновым для криволинейных). Сначала следует шпатлевать в наиболее углубленных местах, а после просушивания — по всей поверхности. Шпатлевать нужно не более чем в три слоя, причем толщина каждого из них не должна превышать 1-1,5 мм.

После высыхания шпатлевки и шлифовки стен для прочного окрашивания поверхность грунтуют. Исключение делают только для покраски кремнийорганическими составами. Грунтовку подбирают под тип краски и наносят равномерно, без пропусков. Покраску производят после полного высыхания грунтовки.

С помощью различных приемов малярных работ можно не только окрасить поверхность, но и замаскировать дефекты, создать поверхность с уникальной текстурой, реализовать задумки дизайнеров. Часто используется ритмическое нанесение деталей: всевозможных полосок, квадратов, сложных геометрических фигyp — с помощью трафаретов. Иногда трафарет разрабатывают по индивидуальному эскизу, печатают на клейкой бумаге, переносят на стену — и получается настоящее произведение современного искусства. Так, некоторое время назад хитом было создание мраморного эффекта.

Применяются и некоторые другие приемы, например работа натуральной губкой или смятой тканью, что дает оригинальный эффект. Вы запросто можете реализовать один из таких спецприемов — «набрызг», то есть декоративное нанесение щеткой или пульверизатором капель контрастной или, наоборот, подходящей по тону краски.

Веками окрашивание производилось исключительно кистью. Сейчас ею пользуются редко, в основном для малых и сложных декоративных поверхностей. Достоинства окрашивания кистью — простота, экономное расходование материалов, прочность получаемого покрытия. Краску наносят с легким нажимом, а затем растушевывают во взаимно перпендикулярных направлениях, например при окрашивании дерева — сначала вдоль волокон, потом поперек. Каждый последующий слой наносят после полного или хотя бы частичного высыхания предыдущего перпендикулярно ему. Кисть держат под углом 45-60° к поверхности.

В настоящее время существует огромный выбор кистей различных размеров, форм и материалов. Лучшим материалом считается свиная щетина: она имеет конусовидную форму, волоски раздваиваются на конце, что повышает качество нанесения краски. Для обычного окрашивания применяют кисти, комбинированные из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.), которые делают инструмент износоустойчивым.

Размер кисти выбирают в зависимости от вида работ. Самые большие кисти (их называют маховыми) применяют для окрашивания стен, потолков, полов. По массе щетины кисти бывают весом 200, 300, 400 и 600 г. Опытные мастера обвязывают щетину новой кисти шпагатом, а по мере истирания кисти обвязку снимают. Маховые кисти держат двумя руками.

Кисти меньших размеров дом работы одной рукой называют ручниками. Они бывают круглыми и плоскими. Размеры ручников обозначаются четными числами от 6 до 30.

Для сглаживания свежеокрашенной поверхности, улучшения качества покраски, а также для достижения различных эффектов применяют флейцы. Это широкие мягкие кисти из длинного волоса. Их используют сухими и держат перпендикулярно поверхности.

Чтобы придать поверхности шероховатость, применяют щетки – торцовки из короткой отбеленной щетины. Ими тоже работают насухо, ударяя по свежеокрашенной поверхности.

Для достижения определенных эффектов или проведения тонких работ, например фигурных, филеночных и т. п., профессионалы используют разнообразнейшие кисти. Однако домашнему мастеру такие изыски, пожалуй, ни к чему.

Прежде чем приступать к окрасочным работам, следует подготовить кисти: вымыть в теплой мыльной воде и просушить. Затем кисть разрабатывают: макают в краску, отжимают о стенку, поворачивая до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время работы кисть окунают неглубоко, постукивая по краю емкости для равномерного распределения краски. Начинают красить с граней, углов и труднодоступных мест, затем переходят к оставшимся поверхностям. Сперва краску наносят толстым мазком, потом растушевывают. Большие поверхности окрашивают по частям, а заключительный проход делают по всей площади в одном направлении, чтобы скрыть границы окраски.

После завершения работы кисть отжимают, промывают в растворителе и просушивают в свободном состоянии, вращая в воздухе, в крайнем случае, положив горизонтально. Хранят кисти в сухом виде, завернув в промасленную бумагу или полиэтиленовую пленку.

Более современными и эффективными инструментами считаются валик и пульверизатор. Окрашивание валиком намного производительнее, но такой способ можно применять только на ровных плоских поверхностях. В качестве шубки используют поролон, натуральный мех (овчину) или искусственный короткошерстный мех.

Лучше использовать специальную ванночку с наклонной рифленой поверхностью. Валик частично погружают в ванночку, прокатывают, чтобы равномерно распределить краску по шубке и убрать излишки, и приступают к окрашиванию, проводя валиком по поверхности вперед-назад или вверх-вниз.

ПРИМЕЧАНИЕ
Для нанесения ритмических рисунков вместо шубки на валик надевают специальные сменные резиновые насадки.

В зависимости от вида работ применяют валики различной длины, наиболее универсален инструмент средних размеров — 15-20 см.

Пульверизатор имеет смысл приобрести или взять напрокат, если предстоит окрашивать большие поверхности, в частности потолки. Распылитель может работать как от пылесоса, так и от специального компрессора. При распылении краска наносится не только быстро, но почти идеально равномерно. Кроме того, таким способом можно окрашивать труднодоступные поверхности, например радиаторы. Есть и минусы: все соседние поверхности нуждаются в защите; работать необходимо в респираторе.
 

Архив новостей

Чтение RSS